ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Электронные услуги
Афиша
Афиша всех мероприятий >>
Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Портал
Календарь знаменательных дат
Яндекс.Метрика
Выставка периодических изданий «От Горького до Солженицына»
До 19 апреля 2018 года в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького работает выставка публикаций из газет и журналов «От Горького до Солженицына» , приуроченная к 150-летию со дня рождения русского писателя и публициста Алексея Максимовича Горького.
Выставка подготовлена сектором периодичесих изданий и является своеобразным путеводителем по произведениям русской литературы XX века.
Писатели, о которых идет речь на вставке, – дети своего времени. Они делили со своей страной ее страшные испытания, ее духовную драму. Их творчество – выстраданная боль за судьбы родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено; за судьбы отдельных людей, неповторимых личностей, ценность и духовное богатство которых казались окружающим несоизмеримо малыми величинами по сравнению с грандиозными задачами построения «нового общества», развертывание отечественной классовой борьбы или осуществления мировой революции.
Горький – автор бунтарских гимнов, живописных рассказов, поражающих трагичностью и мощью социального конфликта пьес, весьма глубоких по замыслу и психологизму романов. Его герои показаны реально, убедительно – ведь они срисованы с натуры. Среди российских классиков он стоит особняком: выходец из простого народа, на собственной шкуре познавший горькую долю человека из низов (отсюда и псевдоним), не получивший хорошего образования, но сделавший себя сам. С двух лет полусирота, потом круглый сирота. >Мальчик на «побегушках» в иконописной мастерской. Посудник на пароходе. Помощник пекаря в Казани, таскавший на своих плечах многопудовые мешки с мукой. Потом – помощник присяжного поверенного. Потом – странник по Руси…
Затем – российская и мировая знаменитость, самый известный после Льва Толстого русский писатель начала ХХ века.
Бурш В. Горький – это звучит гордо / В. Бурш // Свой. – 2018. – № 3. – С. 20–25.
Басинский П. Человек – это звучит горько: Несвоевременные мысли о «Великом пролетарском писателе» накануне его юбилея / П. Басинский // Российская газета. – 2018. – № 49. – С. 9.

Пожалуй, никто из русских писателей не подвергался в советское время такой усиленной «лакировке» и искажению творческого облика, как Горький. Долгое время писателя рассматривали только как глашатая свободы, буревестника революции, первого пролетарского писателя и основоположника социалистического реализма.
В настоящее время М. Горький снова в центре внимания, и стало возможным по-новому рассмотреть многогранное творчество писателя.
Примочкина Н. Н. Горький сегодня / Н. Н. Примочкина // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 2–6.

Повышенное внимание к символизму и аллегории наблюдалось у Горького всегда. Сокол, Уж, Буревестник, пингвины и гагары – это лишь некоторые аллегорические образы в его произведениях. Иносказание не обошло и роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» – историю взаимоотношений интеллигента с мужиком. Этот принцип определяет весь строй романа, умозрительное и объективное существуют здесь в единстве и дополняют друг друга.
Борисова Л. М. Иносказание в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л. М. Борисова // Русская речь. – 2014. – № 1. – С. 8–13.

Что сближает Бабеля и Мопассана? Что в свое время привлекло начинающего одесского автора к французскому классику? У Бабеля есть особенность – введение в литературу ряда запрещенных тем и образов «низкого характера». Он высвободил, опираясь на опыт любимого француза, свой глубинный интерес к табуированному (запрещенному), превратив его в один из главных инструментов своего творчества.
Ярмолинец В. Одесский Мопассан / В. Ярмолинец // Вопросы литературы. – 2013. – № 5. – С. 142–148. - (Век минувший).


Романтизм Гумилева уходит корнями в детство. Учась в царско-сельской гимназии, Николай увлекался приключениями Луи Буссенара, Томаса Майна Рида, Жюля Верна. В гимназические годы у Николая Гумилева стали появляться первые стихи, в которых был свой мир – мир пещер, фантастических стран, рыцарских романов, но больше всего в них было подражаний певцу солнца и луны – Бальмонту.
Полушин В. Л. Николай Гумилев – поэт, романтик, рыцарь, путешественник / В. Л. Полушин // Литература в школе. – 2007. – № 5. – С. 12–18.

Начинал Андрей Платонов как поэт, его стихи выглядели четкими, прозрачными и удивительно ясными. Но от этого пути он ушел, будто понял, что для выражения безумия, навалившегося на Россию ХХ века, нужен другой, адекватный этому сумасшествию язык.
Платонова считают и правым, и левым, и «ультракрасным», и скрыто «белым», а он выворачивается и как будто безусильно уходит от любого однозначного анализа.
После гражданской войны бывший литератор успешно занимался обводнением и осушением земель в Воронежской губернии. И даже тогда он не смог забыть своего истинного предназначения.
Елисеев Г. Котлован судьбы : 1 сентября 2014 г. исполняется 115 лет со дня рождения Андрея Платонова / Г. Елисеев // Свой. – 2014. – № 8. – С. 34–37.

Судьба уготовила Зощенко особую роль в истории русской литературы. Своим творчеством 1920-х годов он совместил, на первый взгляд, несовместимое – революцию, разрушительную по своей сути стихию, и юмор. Он показал смешные стороны быта и нравов далеко не смешного времени. Он заставил смеяться людей тогда, когда им было совсем не до смеха. Зощенко ценен для нас не только своими произведениями, но и оригинальностью своей творческой личности, устремленной к самопознанию. Ныне он общепризнанный классик сатирического жанра.
Муромский В. П. «Гордое и печальное имя Зощенко…» / В. П. Муромский // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 17–20.
– Вы историк? – с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
– Я – историк, – подтвердил ученый и добавил ни к селу, ни к городу:
– Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Этот эпизод из реальной жизни Михаила Булгакова, описанный Львом Аннинским, кажется фантастическим. Школьным учителем он никогда не был и не собирался быть. Медиком – был, журналистом – был. И театральным деятелем – от нужды чуть не реквизитором – тоже был. Но автором школьного учебника?! Тем не менее, это факт. Михаил Булгаков участвовал в конкурсе на создание учебника по истории для школьников.
Аннинский Л. История с Патриарших прудов: литературный классик в 1936 году взялся за учебник истории для советских школьников / Лев Аннинский // Родина. – 2016. – № 9. – С. 23–25. – (Уроки Родины).

В одной из глав знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» нашли свое отражение реальные события 1938 года, когда Генрихом Ягодой была предпринята попытка отравить народного комиссара внутренних дел СССР Николая Ивановича Ежова. В романе описывается, как Азазелло нашептывал совет об избавлении от одного человека, разоблачений которого он чрезвычайно опасался. Он велел своему знакомому обрызгать стены кабинета ядом.
В статье Д. Владимирова подробно рассматривается вопрос о том, мог ли Азазелло – умный и эрудированный персонаж, незаурядный химик-практик посоветовать сделать невозможное – приготовить раствор ртути в серной кислоте.
Владимиров Д. В защиту Азазелло / Д. Владимиров // Химия и жизнь – XXI век. – 2014. – № 5. – С. 61. – (Расследование).

Леонид Видгоф, москвовед и специалист по творчеству Осипа Мандельштама, очень внимателен к фону. Строки поэта для него – связка ключей, отпирающих двери к забытым образам, звукам, ароматам. Перемежая текст стихами и фотографиями, он открывает в Мандельштаме поэта Москвы. Кремль, кольца бульваров (Садовое тогда еще было зеленым), Большая Полянка – в Москве почти полторы сотни памятных мест и адресов, связанных с Осипом Эмильевичем. О жизни и творчестве поэта в Москве написана книга Леонида Видгофа «Но люблю мою курву-Москву. Осип Мандельштам: поэт и город».
Дейниченко П. Ключи к двадцатым: попытка выжить при советской власти / Петр Дейниченко // GEO. – 2013. – № 4. – С. 156. – (GeoКниги). – Рец. на кн. : Видгоф Л. «Но люблю мою курву-Москву. Осип Мандельштам: поэт и город» / Леонид Видгоф. – Москва : Астрель, 2012.

Прошло полвека с того момента, как впервые в журнале «Новый мир» была опубликована повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Очевидцы рассказывали, что номер журнала был распродан в киосках «Союзпечати» за считанные часы. В библиотеках образовывались очереди по сотне и больше читателей. Многим из тех, кто прошел лагеря и старался не тревожить пережитое, пришлось в те дни глотать валидол.
Ахматова считала повесть Солженицына более беспощадным обличением сталинской России, чем ее собственный «Реквием».
Фресина М. Я. Воспоминания о Солженицыне / М. Фресина // Наше наследие. – 2012. – № 104. – С. 110–119.

Более подробно познакомиться с этими и многими другими материалами можно на выставке, размещенной в Зале каталогов Волгоградской ОУНБ им. М. Горького (3-й этаж).
Вход по читательским билетам.

Возрастная категория: 16+
Дополнительная информация:
• тел.: (8442) 33–11–48 (Сектор периодических изданий);
• e-mail: periodika.vounb@mail.ru

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна