ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Электронные услуги
Афиша
Афиша всех мероприятий >>
Календарь
2018 Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Портал
Календарь знаменательных дат
Яндекс.Метрика
Выставка периодических изданий «От Горького до Солженицына»
До 19 апреля 2018 года в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького работает выставка публикаций из газет и журналов «От Горького до Солженицына» , приуроченная к 150-летию со дня рождения русского писателя и публициста Алексея Максимовича Горького.
Выставка подготовлена сектором периодичесих изданий и является своеобразным путеводителем по произведениям русской литературы XX века.
Писатели, о которых идет речь на вставке, – дети своего времени. Они делили со своей страной ее страшные испытания, ее духовную драму. Их творчество – выстраданная боль за судьбы родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено; за судьбы отдельных людей, неповторимых личностей, ценность и духовное богатство которых казались окружающим несоизмеримо малыми величинами по сравнению с грандиозными задачами построения «нового общества», развертывание отечественной классовой борьбы или осуществления мировой революции.
Горький – автор бунтарских гимнов, живописных рассказов, поражающих трагичностью и мощью социального конфликта пьес, весьма глубоких по замыслу и психологизму романов. Его герои показаны реально, убедительно – ведь они срисованы с натуры. Среди российских классиков он стоит особняком: выходец из простого народа, на собственной шкуре познавший горькую долю человека из низов (отсюда и псевдоним), не получивший хорошего образования, но сделавший себя сам. С двух лет полусирота, потом круглый сирота. >Мальчик на «побегушках» в иконописной мастерской. Посудник на пароходе. Помощник пекаря в Казани, таскавший на своих плечах многопудовые мешки с мукой. Потом – помощник присяжного поверенного. Потом – странник по Руси…
Затем – российская и мировая знаменитость, самый известный после Льва Толстого русский писатель начала ХХ века.
Бурш В. Горький – это звучит гордо / В. Бурш // Свой. – 2018. – № 3. – С. 20–25.
Басинский П. Человек – это звучит горько: Несвоевременные мысли о «Великом пролетарском писателе» накануне его юбилея / П. Басинский // Российская газета. – 2018. – № 49. – С. 9.

Пожалуй, никто из русских писателей не подвергался в советское время такой усиленной «лакировке» и искажению творческого облика, как Горький. Долгое время писателя рассматривали только как глашатая свободы, буревестника революции, первого пролетарского писателя и основоположника социалистического реализма.
В настоящее время М. Горький снова в центре внимания, и стало возможным по-новому рассмотреть многогранное творчество писателя.
Примочкина Н. Н. Горький сегодня / Н. Н. Примочкина // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 2–6.

Повышенное внимание к символизму и аллегории наблюдалось у Горького всегда. Сокол, Уж, Буревестник, пингвины и гагары – это лишь некоторые аллегорические образы в его произведениях. Иносказание не обошло и роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» – историю взаимоотношений интеллигента с мужиком. Этот принцип определяет весь строй романа, умозрительное и объективное существуют здесь в единстве и дополняют друг друга.
Борисова Л. М. Иносказание в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» / Л. М. Борисова // Русская речь. – 2014. – № 1. – С. 8–13.

Что сближает Бабеля и Мопассана? Что в свое время привлекло начинающего одесского автора к французскому классику? У Бабеля есть особенность – введение в литературу ряда запрещенных тем и образов «низкого характера». Он высвободил, опираясь на опыт любимого француза, свой глубинный интерес к табуированному (запрещенному), превратив его в один из главных инструментов своего творчества.
Ярмолинец В. Одесский Мопассан / В. Ярмолинец // Вопросы литературы. – 2013. – № 5. – С. 142–148. - (Век минувший).


Романтизм Гумилева уходит корнями в детство. Учась в царско-сельской гимназии, Николай увлекался приключениями Луи Буссенара, Томаса Майна Рида, Жюля Верна. В гимназические годы у Николая Гумилева стали появляться первые стихи, в которых был свой мир – мир пещер, фантастических стран, рыцарских романов, но больше всего в них было подражаний певцу солнца и луны – Бальмонту.
Полушин В. Л. Николай Гумилев – поэт, романтик, рыцарь, путешественник / В. Л. Полушин // Литература в школе. – 2007. – № 5. – С. 12–18.

Начинал Андрей Платонов как поэт, его стихи выглядели четкими, прозрачными и удивительно ясными. Но от этого пути он ушел, будто понял, что для выражения безумия, навалившегося на Россию ХХ века, нужен другой, адекватный этому сумасшествию язык.
Платонова считают и правым, и левым, и «ультракрасным», и скрыто «белым», а он выворачивается и как будто безусильно уходит от любого однозначного анализа.
После гражданской войны бывший литератор успешно занимался обводнением и осушением земель в Воронежской губернии. И даже тогда он не смог забыть своего истинного предназначения.
Елисеев Г. Котлован судьбы : 1 сентября 2014 г. исполняется 115 лет со дня рождения Андрея Платонова / Г. Елисеев // Свой. – 2014. – № 8. – С. 34–37.

Судьба уготовила Зощенко особую роль в истории русской литературы. Своим творчеством 1920-х годов он совместил, на первый взгляд, несовместимое – революцию, разрушительную по своей сути стихию, и юмор. Он показал смешные стороны быта и нравов далеко не смешного времени. Он заставил смеяться людей тогда, когда им было совсем не до смеха. Зощенко ценен для нас не только своими произведениями, но и оригинальностью своей творческой личности, устремленной к самопознанию. Ныне он общепризнанный классик сатирического жанра.
Муромский В. П. «Гордое и печальное имя Зощенко…» / В. П. Муромский // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 17–20.
– Вы историк? – с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
– Я – историк, – подтвердил ученый и добавил ни к селу, ни к городу:
– Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Этот эпизод из реальной жизни Михаила Булгакова, описанный Львом Аннинским, кажется фантастическим. Школьным учителем он никогда не был и не собирался быть. Медиком – был, журналистом – был. И театральным деятелем – от нужды чуть не реквизитором – тоже был. Но автором школьного учебника?! Тем не менее, это факт. Михаил Булгаков участвовал в конкурсе на создание учебника по истории для школьников.
Аннинский Л. История с Патриарших прудов: литературный классик в 1936 году взялся за учебник истории для советских школьников / Лев Аннинский // Родина. – 2016. – № 9. – С. 23–25. – (Уроки Родины).

В одной из глав знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» нашли свое отражение реальные события 1938 года, когда Генрихом Ягодой была предпринята попытка отравить народного комиссара внутренних дел СССР Николая Ивановича Ежова. В романе описывается, как Азазелло нашептывал совет об избавлении от одного человека, разоблачений которого он чрезвычайно опасался. Он велел своему знакомому обрызгать стены кабинета ядом.
В статье Д. Владимирова подробно рассматривается вопрос о том, мог ли Азазелло – умный и эрудированный персонаж, незаурядный химик-практик посоветовать сделать невозможное – приготовить раствор ртути в серной кислоте.
Владимиров Д. В защиту Азазелло / Д. Владимиров // Химия и жизнь – XXI век. – 2014. – № 5. – С. 61. – (Расследование).

Леонид Видгоф, москвовед и специалист по творчеству Осипа Мандельштама, очень внимателен к фону. Строки поэта для него – связка ключей, отпирающих двери к забытым образам, звукам, ароматам. Перемежая текст стихами и фотографиями, он открывает в Мандельштаме поэта Москвы. Кремль, кольца бульваров (Садовое тогда еще было зеленым), Большая Полянка – в Москве почти полторы сотни памятных мест и адресов, связанных с Осипом Эмильевичем. О жизни и творчестве поэта в Москве написана книга Леонида Видгофа «Но люблю мою курву-Москву. Осип Мандельштам: поэт и город».
Дейниченко П. Ключи к двадцатым: попытка выжить при советской власти / Петр Дейниченко // GEO. – 2013. – № 4. – С. 156. – (GeoКниги). – Рец. на кн. : Видгоф Л. «Но люблю мою курву-Москву. Осип Мандельштам: поэт и город» / Леонид Видгоф. – Москва : Астрель, 2012.

Прошло полвека с того момента, как впервые в журнале «Новый мир» была опубликована повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Очевидцы рассказывали, что номер журнала был распродан в киосках «Союзпечати» за считанные часы. В библиотеках образовывались очереди по сотне и больше читателей. Многим из тех, кто прошел лагеря и старался не тревожить пережитое, пришлось в те дни глотать валидол.
Ахматова считала повесть Солженицына более беспощадным обличением сталинской России, чем ее собственный «Реквием».
Фресина М. Я. Воспоминания о Солженицыне / М. Фресина // Наше наследие. – 2012. – № 104. – С. 110–119.

Более подробно познакомиться с этими и многими другими материалами можно на выставке, размещенной в Зале каталогов Волгоградской ОУНБ им. М. Горького (3-й этаж).
Вход по читательским билетам.

Возрастная категория: 16+
Дополнительная информация:
• тел.: (8442) 33–11–48 (Сектор периодических изданий);
• e-mail: periodika.vounb@mail.ru

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна