ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Календарь
2018 Январь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
РУБРИКИ
Календари знаменательных дат
Актуально!
Портал
Памятные даты
Яндекс.Метрика
Рубрика "Хронограф"
=============================================================================================

"Роман-газета"«Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти». 22 января исполняется 90 лет со дня рождения Петра Проскурина

В одном из последних своих интервью известнейший писатель Петр Лукич Проскурин признался журналисту, что не умрет, пока не напишет всей правды о своем отце. Всей правды он написать не успел – писатель скончался в 2001 году. 22 января исполняется 90 лет со дня рождения Петра Лукича Проскурина (1928–2001). «Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти», - считает российский литературовед и публицист, критик, журналист, главный редактор газеты «Литературная Россия» Вячеслав Огрызко.

Дело в том, что отец будущего писателя в оккупированном фашистами городке Севск стал старостой, активно сотрудничал с немцами, при отступлении врагов ушел вместе с ними. Петр Лукич отмечал, что к тому моменту за плечами отца уже был концлагерь, оттуда он вышел уже сломленным человеком… После освобождения Брянщины жену изменника родине, вместе с детьми приговорили к смерти. Петр Лукич вспоминал, что их всех уже вели на расстрел, когда случайно проезжавший мимо руководитель района остановил решительно настроенных красноармейцев, не допустил казни…

После окончания школы Петр трудился в колхозе, в1950 году был призван в Советскую армию. Служил в войсках ПВО в Реутово и в то же время начал торить свой путь в литературу. Начал со стихов – как позже сам признавался, корявых и никчемных, однако некоторое из этих литературных опытов были опубликованы в газете «Красный воин» под псевдонимом П. Росин.

После демобилизации в 1953 году молодой Проскурин на родину возвращаться не стал, а поехал к тете в Грозный. Позднее завербовался по оргнабору и отправился осваивать Камчатку. Рубил и сплавлял лес, шоферил, познавал жизнь «в людях». В Хабаровске судьба его свела с журналистом С. Рослым – тот прочитал некоторые работы начинающего писателя и помог ему с организацией первых публикаций. В 1958 году областная газета напечатала рассказ «Цена хлеба». Начало было положено, а успех не замедлил себя ждать.

В 1960 году увидел свет первый роман писателя «Глубокие раны» - о судьбах брянских партизан и подпольщиков. Спустя четыре года состоялось второе издание этого романа. Небольшая книжка рассказов «Таежная песня» в 1960 году вышла в издательстве «Советская Россия».

Писатель состоялся – одним за другим выходили романы «Корни обнажаются в бурю», повествующий о жизни дальневосточных лесорубов, «Горькие травы», содержащий критику состояния послевоенного восстановления экономики страны. В 1966 году был напечатан «Исход», в 1968 - «Камень сердолик». В 1965 году громко прозвучал рассказ «Любовь человеческая» о судьбе маленького сироты Кольки.

В 1968 году писатель переехал в Москву, работал спецкором «Правды», сотрудничал со многими изданиями - «Огонек», «Наш современник», «Москва». И без устали писал, замыслив крупное произведение. Первая книга трилогии – роман «Судьба», вышедший в 1972 году, был отмечен премией им. М. Горького. Позднее были написаны следующие части – романы «Имя твое» - 1978 году и «Отречение» а 1987-ом.

В 1974 году полюбившиеся читателям герои трилогии шагнули на большой экран. Экранизация романа «Судьба» – художественный фильм «Любовь земная» была удачной и картина пользовалась огромным успехом у зрителей. По итогам проката в 1975 году эта картина заняла 5-е место в списке наиболее кассовых фильмов. В составе съемочной группы картины «Любовь земная» Петр Лукич получил Госпремию в области литературы и искусства.

В 80-х годах Проскурин вошел в редакционную коллегию популярного издания «Роман-газета». За творческие достижения Петр Лукич был удостоен высшей награды – звания Героя Социалистического Труда - в1988году.

После распада СССР он написал роман «Седьмая стража». Последний роман автора – «Число зверя». Он был опубликован в «Роман-газете» в 1999 году.

Имя Проскурина известно в Канаде, Австралии, Сев. и Юж. Америке. Произведения переведены на французский, немецкий, польский, чешский и румынский языки.

Петр Лукич Проскурин никогда не изменял своим принципам, не стеснялся признаваться, что все его творчество поставлено на службу социализму, либеральных взглядов не разделял. Когда его «собратья по перу», начавшие заискиваться перед Западом, называли «сталинистом», в ответ только пожимал плечами, считая, что судить о столь масштабной фигуре как Сталин могут только равные ему колоссы, «уровня Шекспира или Достоевского».

И не будет преувеличение, наверное сказать, что именно честность и верность себе и своей Родине сделали из «недорастрелянного сына предателя» Героя Социалистического Труда, Лауреата Госпремии СССР и Госпремии России, Писателя и Человека.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.

==============================================================================================================================

портрет Байрона«Горд и необычен»: 230 лет со дня рождения Джорджа Гордона Байрона

«… Жил я не напрасно:
Хоть, может быть, под бурею невзгод,
Борьбою сломлен, рано я угасну,
Но нечто есть во мне, что не умрет,
Чего ни смерть, ни времени полет,
Ни клевета врагов не уничтожит,
Что в эхе многократном оживет»,

- писал лорд Байрон и не ошибся ни на йоту. 22 января 2018 года исполняется 230 лет со дня рождения поэта, и, если можно говорить, что «эпоха байронизма» давно осталась в прошлом, то имя Джорджа Гордона Байрона (1788–1824) остается не просто известным, но и, зачастую, нарицательным.

…Англия, 1811 год, зима. Молодой человек кутается в дорожное пальто, остальные пассажиры почтового дилижанса не обращают на него никакого внимания. «Ему двадцать три года. Он только что вернулся из путешествия по Востоку. Он ничем не знаменит. Одинок. Умерла мать, сломленная бременем непосильных долгов. Умер дальний родственник. От него молодой Байрон унаследовал полновесный баронский титул, легковесное наследство и развалины векового замка с холодным камином, протекающими потолками, столетним парком и ручным медведем», - писал русский и советский писатель, биограф Александр Виноградов.

Впрочем, «о Байроне написан легион книг — трактатов, эссе и биографий, — научных, документальных, восторженных, противоречивых, провокативных, непристойных, фантастичных; одни превозносили его, другие втаптывали в грязь», - справедливо отметила в предисловии к своей книги о поэте «Влюбленный Байрон» современная норвежская писательница Эдна О’Брайен.

И в сотнях книг о поэте содержатся сведения чуть ли не о каждом часе его жизни с всевозможными подробностями – от описания сурового мороза в день тяжелых родов его матери, до лица умирающего Байрона, «в бинтах и пиявках».

«Ты был горд и необычен В дни падений и побед», - писал Гете о Байроне. «Да, этот человек был велик, он в муках открывал новые миры, по-прометеевски восставал против жалких людей и их, еще более жалких богов, и слава его имени достигла и снеговых гор Фуле и жгучих песков Леванта», - вторил ему Гейне. «В его (Байрона) звуках зазвучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своем назначении и обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния», - утверждал Достоевский. «Какое пламенное создание! Какая широкая быстрая кисть», - восторгался Пушкин.

Когда мода на «байронизм» и «мрачный эгоизм», «чайльдгарольдство» стали проходить – а это произошло через много- много времени после кончины 36-летнего поэта, - сотни биографов стали проявлять излишне-повышенный интерес к другой стороне жизни лорда. Так на свет были вытащены тысячи пикантностей и откровенной грязи. Вероятно, «восторженной, противоречивой, провокативной, непристойной, фантастичной» была и вся короткая жизнь лорда-поэта.

«Байрон более, чем какой-либо другой стихотворец, воплощает для нас поэта-бунтаря, одаренного воображением и презирающего законы Творца, чье влияние не ведает национальных, религиозных и географических границ; его очевидные недостатки искупаются личным обаянием и в конечном счете героизмом, который, благодаря трагическому финалу, вознес его судьбу и образ от частного случая до универсального символа, от индивидуального до архетипического», - пишет О’Брайен. - Помимо прочего, Байрон был величайшим поэтом, но, как он сам напоминает нам, поэзия — это особый дар, принадлежащий человеку не в большей степени, чем пифии, покинувшей свой треножник. Байрон без своего треножника становится Байроном-Человеком, который, по его собственному утверждению, не способен существовать без того или иного предмета любви. С ранних лет он был обуреваем страстями, они порождали волнение, меланхолию, предчувствие утраты, уготованной ему судьбой в «земном раю». Он любил и мужчин, и женщин; ему нужен был объект любви, кем бы он ни оказался. Один взгляд на красивое лицо — и Байрон был готов «строить иль сжигать новую Трою».

Фото: портрет Байрона работы Томаса Филлипса

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.

================================================================================================================================

кадр из мультфильма 18 января - 120 лет со дня рождения Александра Безыменского, советского «придворного» поэта и автора «прекрасной маркизы»

— Всё хорошо, прекрасная маркиза,
Дела идут и жизнь легка,
Ни одного печального сюрприза,
За исключением пустяка:
Так, ерунда, пустое дело,
Кобыла ваша околела,
А в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо!

Кто в России не знает эту шутливую песенку, ставшую настоящим хитом еще с времен Леонида Утесова, первым начавшим исполнять ее со сцены, вместе со своей дочерью Эдитой Утесовой! Потом эта песня полюбилась многим исполнителям, звучала в кино, стала основой для мультфильмов «Старая пластинка» (Союзмультфильм, 1982 г., режиссер Вячеслав Котеночкин) и «Все хорошо» (Арменфильм, 1991 г., режиссер Роберт Саакянц).

Но мало, наверное, то знает, что русский текст этой песни (автором оригинала и музыки является французский композитор Поль Мизраки в соавторстве с Шарлем Паскье и Анри Аллюмом) творчески перевел 1935 году советский поэт Александр Ильич Безыменский. К тому времени – знаменитый и популярный, обласканный властью «певец» революции и комсомола, автор молодежных гимнов в 20-30 годах: «Молодая гвардия» и «Краснофлотский марш», «Песня у станка» и многих других стихов, воспевающих новую жизнь, партию, ВЧК…

Он даже к 100-летию со дня смерти Пушкина умудрился сочинить «пролетарскую» оду: в феврале 1937 года на торжественном заседании в Большом театре Безыменский выступил с юбилейной «Речью о Пушкине» с такой концовкой:

Да здравствует гений бессмертный ума!
И жизнь, о которой столетья мечтали!
Да здравствует Ленин!
Да здравствует Сталин!
Да здравствует солнце,
да скроется тьма!

Словом, ясно.

Сегодня об Александре Безыменском мало кто помнит, как и его многочисленные стихи. 18 января исполняется 120 лет со дня его рождения (1898–1973). При жизни его много печатали, даже в суровые «репрессивные» 30-е года он пострадал по тем временам минимально – «вычистили» из партии, потом восстановили. За пьесу «Выстрел», в которой он заклеймил белое офицерство, и написанную еще в 20-х годах. Пьеса шла во многих театрах страны, в том числе в Москве у Мейерхольда. А потом автора обвинили в «мелкобуржуазности» и «антипартийности». Но пронесло. Безыменский писал самому Сталину, просил защитить… Опала была недолгой.

В годы войны Безыменский работал во фронтовых газетах, написал стихотворение «Я брал Париж», которое стало знаменитым:

Я брал Париж. Я. Сын стальной России.
Я — Красной Армии солдат.
Поля войны
— свидетели прямые —
Перед веками это подтвердят.
Я брал Париж. И в этом нету чуда!
Его твердыни были мне сданы!
Я брал Париж издалека. Отсюда.
На всех фронтах родной моей страны...

После войны он продолжал придерживаться «линии партии»: громил американский империализм и внутренних врагов, а если на то была «воля народа», то и своим собратьям-литераторам от него крепко доставалось – сначала Пильняку, потом Пастернаку… Такой вот был поэт на свете. Из всего его творческого наследия самым известным, пожалуй, остается перевод «маркизы». Да и то песенка живет самостоятельной жизнью, об авторе, как правило, не вспоминают.

На фото: кадр из мультфильма "Старая пластинка"

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.

===============================================================================================================================

Волгоградский циркПолвека назад в Волгограде новое здание цирка приняло первых зрителей

Ровно 50 лет исполнилось с того дня, когда на арене волгоградского цирка его директор М. М. Псалти получил из рук заместителя председателя горисполкома М. В. Золотарева символический ключ от нового здания. Это случилось 21 декабря 1967 года, а сразу после торжественной церемонии открытия нового цирка волгоградские зрители увидели знаменитую конно-балетную пантомиму «Бахчисарайская легенда» заслуженного артиста РСФСР Бориса Манжелли. Подробнее о церемонии открытия цирка и первом представлении 22 декабря 1967 года рассказала газета «Волгоградская правда».

Волгоградский госцирк был построен генеральным подрядчиком трестом «Волгоградстрой» по специальному проекту, разработанному институтом «Волгоградгражданпроект». Главным архитектором проекта являлся заслуженный архитектор РФ К.В. Дынкин. Помогал ему другой известный волгоградский архитектор В.П. Соловкин. Инженер - В. Ракитин, художники М.Я.Пышта, Н.М.Чхеидзе, Д. И.Мамонов, сообщается в книгах П.П. Олейникова «Архитектурное наследие Сталинграда» (2012 г.) и А.М.Вязьмина и П.П.Олейникова «Архитекторы Волгограда» (2003г.).

Проект был выбран из множества работ других известных архитекторов за новаторскую для того времени «жилку». Впервые для цирка проектировался универсальный зал на 1860 мест, что позволяло устраивать концерты, демонстрировать широкоформатные фильмы на экране размером 6х20 метров. Добавим сюда длинный прозрачный вестибюль и обзорные галереи, так же являвшиеся новинкой в те годы.

М. М. Псалти стал первым директором нового волгоградского цирка. Этот человек имел самое непосредственное отношение как к проектированию нового здания цирка, так и к его строительству. При его горячем участии этот проект был «пробит наверху», с ним обсуждались детали обустройства специализированного здания. Именно М.М. Псалти еще в 1943 году открыл в разрушенном фашистами Сталинграде цирк-шапито в Комсомольском саду.

В дореволюционном Царицыне, сообщается в «Антологии волгоградской культуры» (2012 г.), место для цирка-шапито выделялось на площадях: нынешней предмостной, в долине реки Царица или на главной площади города – Александровской. В 1885 году с цирком Безано в Царицыне выступал начинающий клоун Владимир Леонидович Дуров – будущий основатель знаменитой цирковой династии; через год - известный цирк Никитиных.

В довоенном Сталинграде круглогодично функционировал огромный цирк, построенный в 1932 году в районе Тракторного завода. Цирк вмещал три тысячи зрителей, и был вторым в Нижневолжском крае и первым по вместимости. А также был единственным в СССР, купол которого опирался на стены, а не на колонны. Доподлинно установить авторство этого уникального здания специалисты не берутся, но склоняются к мнению, что это работа Н.З. Иванкова (по другим источникам – А.И.Иванков). Последнее представление здесь состоялось в августе 1942 года: цирк разделил судьбу всего Сталинграда, практически полностью разрушенного немецкими бомбардировщиками.

Характерно, что за два дня до начала войны, 19 июня 1941 года в Сталинградском цирке проходила цирковая программа с прологом «Большой парад-интермедия «На границе». Эта цирковая программа была о том, что, в случае нападения на СССР, Красная армия не пустит врага дальше границы и разобьет его сразу…

За свою пятидесятилетнюю историю здание волгоградского цирка посетили около 20 миллионов зрителей. На его арене блистали Михаил Румянцев, больший известный как клоун Карандаш, его «звездный» ученик Олег Попов, иллюзионисты Эмиль и Игорь Кио, дрессировщики Ирина Бугримова, Марица и Вальтер Запашные, Тереза и Юрий Дуровы, Виталий Тихонов, Валентин Филатов, Валентина и Александр Денисенко, джигиты команды Алибека Кантемирова, и многие другие, включая зарубежных артистов цирка.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.
==================================================================================================================================

«День рождения» медали «За оборону Сталинграда» - декабрь 1942 года

В передовице газеты «Правда», датированной 24 декабря 1942 года, сообщалось: «С чувством глубоко удовлетворения встретил сегодня наш народ Указ Президиума Верховного совета СССР об утверждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда» и о награждении медалями всех участников героической защиты этих городов в войне с фашистскими полчищами». Здесь же было помещено изображение аверса четырех медалей на пятиугольной колодочке и реверса без колодочки. Текст самого Указа, подписанного двумя днями раньше, 22 декабря, также был опубликован здесь же.

Заслуженный работник культуры РФ, кандидат исторических наук Александр Васильевич Материкин, 20 лет отдавший изучению истории награды, в монографии «Медаль За оборону Сталинграда»: история учреждения и награждения» отмечает, что «количество награжденных медалью «За оборону Сталинграда» за период с 1943 г. По 1990 г. включительно более 800 000 человек». Отметим, что большинство исследователей этой темы сообщают, что обладателями медали стали более 760 тысяч человек.

Инициатором учреждения медалей за оборону Одессы, Севастополя, Ленинграда и Сталинграда в октябре 1942 года выступил Наркомат обороны СССР. А 24 ноября 1942 года Сталиным было дано указание приступить к разработке рисунков этих медалей. После этого, понятное дело, все делалось быстро: скоро на стол Сталину легли эскизы медали, предложенные художником Николаем Ивановичем Москалёвым. Сталин вычеркнул из проекта награды собственное изображение, остальное одобрил - на лицевой стороне медали изображена группа бойцов с винтовками наперевес. Над группой бойцов, с правой стороны медали, развевается знамя, а с левой стороны видны очертания танков и летящих друг за другом самолетов. Сталин сам предложил надписи: в верхней части медали, над группой бойцов «За оборону Сталинграда» и на оборотной стороне – «За нашу Советскую родину».

Итак, официальный «день рождения» медали «За оборону Сталинграда» - конец декабря 1942 года, но только весной началась кампания по ее вручению: в предновогодние дни над сталинградской степью еще стоял грохот артиллерийских орудий и на Дону продолжались кровопролитные бои. В истории Второй Мировой войны невозможно найти сражение, которое было бы важнее или масштабней, чем битва под Сталинградом, после которой советские войска начали наступать практически по всей линии фронта и в итоге взяли Берлин. Летом 1942-го огромная группировка фашистских войск подошла к городу. Около 2800 тыс. офицеров и рядовых солдат, 3.5 тыс. минометов, более 1 тыс. самолетов приступили к штурму Сталинграда. Немецким армиям противостояло 150 тыс. советских солдат, которые имели на вооружении 400 танков, 2000 орудий и минометов, 730 самолетов. Но в итоге немцы потеряли под Сталинградом фактически четвертую часть личного состава, который воевал на всем советско-немецком фронте – это около 1,6 миллиона человек. Уже к началу февраля 1943 года фашистская группировка под Сталинградом была полностью измотана и фактически разгромлена.

Первоначально материалом для медали «За оборону Сталинграда» планировали сделать нержавеющую сталь, но 27 марта 1943 года по указу Президиума Верховного Совета СССР была утверждена латунь.

Медаль «За оборону Сталинграда» вручалась защитникам Сталинграда независимо от того, были они награждены орденами или медалями СССР за мужество и отвагу при обороне Сталинграда или нет. Вручение медалей производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР на основании документов, удостоверяющих фактическое участие в обороне Сталинграда, выдаваемых командирами частей, начальниками военно-лечебных заведений и Сталинградскими областным и городским Советами депутатов трудящихся.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.


==================================================================================================================================

Created by Ulyev
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна