ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Электронные услуги
Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
«Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик»: к 95-летию со дня рождения Владимира Тендрякова
Рубрика "Хронограф"
обложка аудиокниги…Его назвали – «осторожный бунтарь». Он писал много, но и печатался немало. Был известным, причем стал таковым сразу, резко, но не был знаменитым. Его много и многие читали, но им не зачитывались. Он был неудобным для начальников-чиновников, но и для «диссиденствующих» интеллигентов он не был «в доску своим».

Он – это «чисто» советский писатель Владимир Федорович Тендряков. В этом году, 5 декабря, исполняется 95 лет со дня его рождения (1923–1984).

Очень, на наш взгляд, точную характеристику уже покойному Тендрякову дал его собрат по перу Юрий Маркович Нагибин: «Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя человек был тяжёлый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убеждённостью в своём мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. Тем не менее, он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Нагибин, как видим, и сам судил строго, возможно, и излишне строго, но замечательным образом вычленил главное -  еще раз: «…он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик».

Другой коллега по цеху, Камил Акмалевич Икрамов, сказал так, и это не просто «восточная витиеватость»: «Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут».

…Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области. В деревне прошло все детство будущего писателя, (детские впечатления стали, например, основой автобиографического рассказа «Хлеб для собаки», опубликованный только в 80-е «предперестроечные» годы), а после окончания школы, в 1941 году он покинул родные места: Великая Отечественная война уже шла. На фронте он был радистом стрелкового полка. Первое ранение получил в боях под Сталинградом. Вернувшись в строй, был вторично ранен под Харьковом. Из госпиталя на фронт он больше не попал, его демобилизовали по ранению, он стал инвалидом. Добавим, что отец будущего писателя, ушедший на войну раньше сына, погиб на фронте.

...Он вернулся домой, учительствовал в селе Подосиновец, был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола.
В 1945 году поехал «покорять Москву», вскоре поступил на художественный факультет ВГИКа затем перешел в Литературный институт им. М. Горького, учебу в котором завершил в 1951 году. Отметим, что в детстве Тендряков увлекался рисованием, и многие прочили ему карьеру художника.

Во время учебы в литинституте он стал свидетелем ночного ареста в общежитии будущего знаменитого поэта Наума Коржавина, а тогда студента Эмки Манделя. Позже Тендряков описал это событие в повести «Охота».

Еще в 1948 году был опубликован его рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, Тендряков печатал сельские очерки – что-что, а крестьянская жизнь была ему отлично знакома. Работал Тендряков и для журнала «Смена». Первые произведения Тендрякова носили бесконфликтный характер, ничем не выделяясь из общей массы подобных.

Но уже в начале 50-х годов Тендряков перешел от «репортерского» взгляда на факты к их исследованию через призму человеческой совести. Первая же повесть, написанная в этом духе, «Падение Ивана Чупрова» (1953 год), получила живой отклик как у критиков, так и у читателей: мнение этих двух категорий не всегда, заметим, совпадает.

Повесть «Не ко двору», опубликованная в 1954 году, уже через два года была экранизирована на «Ленфильме» режиссёром Михаилом Швейцером. Этот фильм под названием «Чужая родня» способствовал дальнейшей популярности Владимира Тендрякова.

Далее последовал роман «Тугой узел» (1956 год), выросший из повести «Саша отправляется в путь»: писатель раскрыл тайны жизни секретаря райкома Мансурова, разучившегося отличать «черное» от «белого». 

Антирелигиозная повесть «Чудотворная» (1958 год) вновь была экранизирована - одноименный фильм 1960 года снял на «Мосфильме» режиссер Владимир Скуйбин.

Одновременно с повестью «Апостольская командировка» Тендряков написал роман «За бегущим днем» (1959 год).
Герои произведений Тендрякова зачастую поставлены в экстремальные ситуации, на прочность испытываются на прочность, словно в лабораторных условиях. Повести «Ухабы» (1956 год), «Суд» (1960 год), «Тройка, семерка, туз» (1961 год), «Находка» (1965 год), роман «Свидание с Нефертити» (1964 год), повесть «Кончина» (1968 год) – все эти произведения имеют трагический исход.

В повестях «Ночь после выпуска» (1974 год), «Весенние перевертыши» (1973 год) показан калейдоскоп характеров, «злые» соперничают с «добрыми» - Владимир Тендряков настойчиво «учит» читателей, что правильный путь всегда один, к добру.

В повести «Три мешка сорной пшеницы» герой произведения Женька Тулупов не расстается с книгой «Город Солнца» знаменитого утописта Томмазо Кампанеллы. Но, оказывается, что очень горько оборачиваются утопические мечты, и не нах приходится уповать. Также произошло и с героем романа «Покушение на миражи» (1989 год).

Тендрякова сегодня упрекают в том, что он ставил – и ставил часто неуклюже и наивно, - вопросы, не имевшие ответа в условиях советского жизненного уклада. Мол, нравственные искания вообще нелепы в безнравственном обществе, которым, по сути, являлось общество советское. Нам совсем не по душе ни подобная постановка вопроса, ни подобные суждения, отдающие сильным «передергиванием» образца 90-х, однако сам писатель в зрелые годы признался, что да, его герои не в силах были зачастую разрешить проблемы, поставленные перед ними.

По мотивам произведений Владимира Тендрякова и по его сценариям вышел десяток фильмов. Театрами его произведения также инсценировались.

Любопытно, что Владимир Тендряков пробовал себя и в фантастике. Во всяком случае, его повесть «Путешествие длиною в век» (1963 год) вошло в известную антологию «Библиотеки современной фантастики», «Нефантасты в фантастике» (1970 год). Романа «Покушение на миражи» (1982 год), изданный уже после смерти писателя, имел первоначальное рабочее название «Евангелие от компьютера». Вдове писателя Наталье Григорьевне досталась незавершённой фантастическая «Повесть о Венере».

Владимир Федорович Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М. Горького.

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна