ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Стань новым читателем «Горьковки»!
Стать читателем Горьковки!
Вы ещё не обладаете читательским билетом?
Сегодня, для того, чтобы стать новым читателем нашей Библиотеки, вам достаточно заполнить онлайн форму>>
Поиск в электронных каталогах
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Открыт доступ к видеоматериалам!
Канал Горьковки на YotubeЛекции и виртуальные выставки!
Презентации и видеосюжеты!
СТОПКОРОНАВИРУС!
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПАМЯТКАУважаемые читатели!

Волгоградская ОУНБ им. М. Горького, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции временно не обслуживает посетителей в здании Библиотеки.
Однако мы продолжаем работать для вас, дорогие волгоградцы!
Следите за новостной лентой на нашем сайте и в социальных сетях! 
И берегите себя!

"Горячая" телефонная линия - (8442)33-11-54,
адрес для оперативной связи stopkoronovirus @ vounb.ru

120 лет ВМесте с "Горьковкой"!
Рубрика
В этом году Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького, а для близких просто «Горьковке», исполняется 120 лет. 

Предлагаем вашему вниманию новую праздничную рубрику>>

Рубрика "Хронограф"
Рубрика

Юбилеи, события, даты в авторской рубрике "Хронограф"!

Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
«Отвратительная это манера — хихикать. Хорошие люди улыбаются или смеются громко». К 115-летию со дня рождения Веры Пановой
Рубрика "Хронограф"
Панова«В девятом вагоне дежурил Сухоедов, низкорослый человек с квадратными плечами и большой головой без шеи. Он был старше всех в поезде, кроме начальника. Данилов знал, что Сухоедов в свое время бил Юденича, в финскую кампанию пошел на фронт добровольцем и был ранен. 22 июня, в день объявления войны, явился на призывной пункт и потребовал, чтобы его направили в действующую армию. Ни по годам, ни по здоровью он не подходил для строевой службы. Его послали в санитарный поезд. Вид у него был горько обиженный, словно его обошли наградой. В мирное время он работал на подмосковной шахте. В морщины его лица въелась угольная пыль. Детски лазоревыми казались на этом лице ясные голубые глаза».

(Вера Панова, «Спутники»)

…Удивительная судьба. В жизни лауреата трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1950) было все, чтобы вместо славы советской писательницы иметь всего-ничего - нары колымского барака. Происхождение – не пролетарское. Муж – троцкист: арестован в 1937 году и расстрелян в следующем. В годы Великой Отечественной войны была на территориях, оккупированных врагом. Многим другим и трети подобного было достаточно, чтобы сгинуть без следа лагерной пылью.

В этом году, 20 марта, исполняется 115 лет со дня рождения Веры Федоровны Пановой.

Семнадцатилетней девушкой Вера Панова начала трудовую биографию в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон». «Я стала помощницей районного организатора рабкоров по Нахичеванскому району», — вспоминала Панова, называвшая себя «старой газетной волчицей».

Уже давно умер ее отец, в конец разорившийся купец. За спиной – 4 класса гимназии, на большее у семьи не хватило средств. Еще совсем девочкой она писала стихи (по ее словам, «дурацкие девчоночьи стишата»), но теперь из-под ее пера выходили фельетоны, очерки, статьи. 

Вошла в литературную среду, познакомившись с Николаев Погодиным (Стукаловым), Владимиром Ставским (Кирпичниковым), Ю. Юзовским (Иосиф Ильич Юзовский), Александром Фадеевым, Владимиром Киршоном, Георгием Штормом, а также приезжавшими в Ростов Владимиром Маяковским, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом, Анатолием Луначарским. Впечатления от этой, как она ее называла, «долитературной» поры Панова отразила в ряде произведений, например, в «Сентиментальном романе» и мемуарах «О моей жизни, книгах и читателях» (1975).

Журналистская работа не отпускала Вера Панову до 1940 года. Газеты, журналы , радио.

Уже ушел в тень памяти первый муж, журналист Арсений Старосельский (расстались они мирно и уже после войны побывавший на фронте Старосельский пригласил бывшую супругу работать в Пермь). Уже был расстрелян второй муж - журналист Борис Борисович Вахтин (По другим данным – погиб на Соловках, куда был сослан на 10 лет). Она бежала из Ростова с детьми на Полтавщину, бежала из города, где люди сторонились ее, как жену врага народа, бежала от страха быть арестованной в любой момент...

Уже Великая Отечественная война погоняла Панову по своим суровым дорогам. Война застала Веру Федоровну с дочерью в Пушкине, и до прихода немцев эвакуироваться она не успела. Женщин ждал пересыльный лагерь под Псковом. С тяжкими бедствиями вместе с дочерью она смогла вернуться в украинские Шишаки к сыновьям. До освобождения Украины жила в селе Шишаки, куда с дочерью добралась из Эстонии. В 1943 их дом сожгли отступавшие немцы. В конце 1943 переехала в город Молотов - современную Пермь, где продолжала журналистскую работу в местной газете и на радио.

Первую повесть «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 года — «Евдокия») Вера Панова опубликовала в 1945 году. Писать же прозу, пьесы она начала с первой половины 30-х годов.

Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 году и отмеченной Государственной премией СССР (1947).

В 1947 году вышел роман «Кружилиха». За ним последовали повести и романы «Ясный берег»(1949), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953).

Повесть «Сережа» в 1955 году открыла цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка».

К исторической теме Вера Панова обратилась уже в 1960-е годы. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты писательницей из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. Далее последовал цикл исторических повестей «Лики на заре» (1966).

Пьесы Пановой «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965) и другие ставили выдающиеся театральные режиссёры — Юрий Завадский, Алексей Попов, Николай Охлопков, Георгий Товстоногов.

Фильмы, поставленные по произведениям Веры Пановой (в том числе, и при участии сына, писателя и кинодраматурга Бориса Вахтина), - а их более 10, - получили мировое признание.

Дорогу к славе Вере Пановой открыла именно ее книга «Спутники». Говорят, лично Сталин сильно хвалил. В 1965 году произведение экранизировали - Искандер Хамраев снял военную драму «Поезд милосердия».

Сергей Довлатов, «Соло на ундервуде»:

«Беседовали мы с Пановой.
- Конечно, - говорю, - я против антисемитизма. Но ключевые должности в
российском государстве имеют право занимать русские люди.
- Это и есть антисемитизм, - сказала Панова.
- ?
- То, что вы говорите, - это и есть антисемитизм. Ключевые должности в
российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди».

Вера Панова – чуть ли не единственная положительная героиня в произведениях язвительного Довлатова, который жил по соседству с ней и работал одно время ее литературным секретарем - когда писательницу разбил паралич, он читал ей вслух.

В своей книге «Довлатов» Лев Лурье приводит воспоминания разных людей о Пановой.

«Валерий Попов:

Мы тогда готовились стать писателями и очень внимательно искали для себя достойный пример. Для нас им стала Вера Панова.
Помню, я увидел ее на премьере спектакля «Проводы белых ночей» по ее пьесе. Во время антракта в фойе ходила маленькая аккуратная женщина в сопровождении своей свиты. Казалось бы, ничего особенного в ней не было, но чувствовалось, что Панова источает какую-то невероятную невидимую силу. Что нас, молодых писателей, в ней привлекало? Во-первых, ее талант, ее литературная мощь, которая не вызывала никаких сомнений. Во-вторых, колоссальная внутренняя свобода и независимость. Панова, как настоящий писатель, понимала, что в литературе нужно постоянно делать подвижки, нужно все время говорить новое, нужно быть смелее, чем раньше, — иначе нет смысла писать. Ради этого она шла на самые опасные конфликты, считая, что без борьбы ей нельзя работать. Она умела не идти на поводу у власти, будучи лауреатом Сталинских премий, оставаясь в президиумах и комитетах. Панова ведь состояла в этой особой комаровской компании, которая создала себе отдельную несоветскую страну — страну успешных, талантливых, смелых и красивых людей. Я имею в виду Евгения Шварца, Анну Ахматову, актера Николая Черкасова. Вера Панова безусловно входила в этот особенный круг людей.

Валерий Воскобойников:

В те времена авторитет Веры Пановой был колоссальным. Когда ее парализовало, ей понадобились чтецы. Сын Веры Федоровны Борис Вахтин прекрасно знал Сережу, и, наверное, именно он предложил ему поработать у Пановой литературным секретарем. Довлатов должен был приезжать к ней два раза в неделю часов на шесть и читать вслух книги. Если я не ошибаюсь, за это он получал примерно сто рублей в месяц. Сережа очень ценил эту работу еще и потому, что ему с Верой Федоровной было необычайно интересно. Благодаря ей он перечитал огромное количество литературы, в том числе и философские труды, до которых, как он мне сам признавался, у него бы иначе вряд ли когда-нибудь дошли руки. Сережа удивлялся: как это Вера Федоровна не засыпает, слушая его чтение? Ведь многие книги (например, роман «Волшебная гора» Томаса Манна) довольно трудно воспринимать лежа. Кроме того, Вера Федоровна была в это время неформальным лидером в ленинградской литературе и человеком весьма оригинального ума».

...Еще в Перми Панова в третий раз вышла замуж за писателя-фронтовика Давида Яковлевича Дара, приняв в свою семью и двух его детей.

«Чудак, оригинал. Начинающим авторам деньги одалживает. Советскую власть открыто ругает...», — описывал Дара Сергей Довлатов.

«Для меня весь мир окрашен сексуально... Эта моя особенность много лет причиняла боль моей талантливой, умной и очень любившей меня жене. Мне было жаль ее, я страдал вместе с нею, но ничего не мог с собой поделать», — писал Дар уже в Израиле, куда он эмигрировал после смерти Пановой.

В 1967 году у Веры Федоровны Пановой случился инсульт, «кондратий», — как называла она сама свою болезнь, до конца дней приковавшую ее к инвалидному креслу.

«Я, Панова Вера Федоровна, родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону, умерла 20 июня 1967 года, когда меня поразил инсульт, лишивший меня возможности ходить и владеть левой рукой. Официальная дата моей смерти будет какая-то другая, но для себя я числю указанную дату...» — так писала она на закате лет. Семь лет проведет она в инвалидном кресле.

Вера Федоровна Панова скончалась в марте 1973-го. Похоронена, согласно ее завещанию, по православному обряду.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М. Горького

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна