ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Стань новым читателем «Горьковки»!
Стать читателем Горьковки!
Вы ещё не обладаете читательским билетом?
Сегодня, для того, чтобы стать новым читателем нашей Библиотеки, вам достаточно заполнить онлайн форму>>
Поиск в электронных каталогах
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Открыт доступ к видеоматериалам!
Канал Горьковки на YotubeЛекции и виртуальные выставки!
Презентации и видеосюжеты!
СТОПКОРОНАВИРУС!
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПАМЯТКАУважаемые читатели!

Волгоградская ОУНБ им. М. Горького, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции временно не обслуживает посетителей в здании Библиотеки.
Однако мы продолжаем работать для вас, дорогие волгоградцы!
Следите за новостной лентой на нашем сайте и в социальных сетях! 
И берегите себя!

"Горячая" телефонная линия - (8442)33-11-54,
адрес для оперативной связи stopkoronovirus @ vounb.ru

120 лет ВМесте с "Горьковкой"!
Рубрика
В этом году Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького, а для близких просто «Горьковке», исполняется 120 лет. 

Предлагаем вашему вниманию новую праздничную рубрику>>

Рубрика "Хронограф"
Рубрика

Юбилеи, события, даты в авторской рубрике "Хронограф"!

Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
«...Искусство — это не что иное, как передача своего видения». К 180-летию со дня рождения Эмиля Золя
Рубрика "Хронограф"
золяОб Эмиле Золя написано столько, что очень трудно подобрать новые слова, с которых можно было бы представить этого писателя. В таком случае, позволим себе пойти от обратного: в конце концов, «История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в.» под редакцией Елизаровой М.Е., Михальской Н.П. – далеко не последний источник. 

Итак: «Творчество Эмиля Золя лежит на магистральной линии развития реализма, являясь необходимым этапом в переходе от классического реализма Бальзака к реализму XX в.
Золя, как и Бальзак, — автор большой серии социальных романов. Однако мировоззрение и творчество Золя связано с новым направлением в литературе — натурализмом.
Золя предполагал, что творчество реалистов не может в полной мере отвечать требованиям современного искусства. Натуралистическая школа, теоретиком которой был Золя, сужала задачи искусства, призванного не только констатировать факты, но и обобщать их. Но творчество Золя не укладывается в рамки и схемы одной какой-либо школы.
Золя и продолжает, и разрушает классический реализм XIX столетия. Его персонажам не хватает того величия и того духовного здоровья, которым обладали герои Бальзака».

Да, Бальзак был кумиром Золя. С детских лет Золя мечтал о славе – о такой, чтобы его мать могла им гордиться. И когда, наконец, 20-летний Эмиль, рано потерявший отца и хлебнувший нужды получил возможность заниматься исключительно литературой, он, подражая Бальзаку, придумал себе распорядок дня, превративший его в «литературную машину»: подъём в 8 утра, прогулка, работа до обеда, далее встречи с нужными людьми и работа в библиотеке. На протяжении 10 лет, пока писалась сага о Ругон-Маккарах, Золя практически ни разу не отступил от заведённого им самим распорядка.

Условия для подобного времяпровождения имелись: цветочница с площади Клиши Александрина Меле, ставшая его женой, избавляла супруга от малейших бытовых проблем, матушка Эмели, недолюбливавшая Александрину за ее простое происхождение, тем не менее проживала с молодыми и вносила свою лепту в душевный покой обожаемого сына: Эмиль Золя, не отвлекаясь ни что, поддерживаемый надежными тылами, торил свой путь к славе.

Так, в покое, Золя пережил крах Второй империи, и франко-прусскую войну. Его романы из серии «Ругон-Маккары» с успехом издавались и отлично оплачивались. Долго воздерживающийся Золя заработанное тратил с размахом, ни отказывая себе ни в чем. Из нищего поджарого юноши он быстро превратился в 100-килограммового обеспеченного мужчину, с неудовольствием поглядывающего на неотстающую от него в плане веса супругу.

Детей в 18-летнем браке с Александриной у Золя так и не появилось. Появились привычки, регулярные вечеринки на вилле близ Парижа, а затем – молоденькая любовница, прачка Жанна Розеро. Именно она родила Эмилю Золя дочь Денизу и сына Жака. Причем дорожащая своим статусом законной супруги Александрина, переборов эмоции, позволила мужу вести жизнь фактически двоеженца. Более того, она приняла и детей своего своего любимого Эмиля.

Эмиль Золя, достигнув вершины писательской славы, круто поменял свою размеренную жизнь «на две семьи» в январе 1898 года. Он приннял активное участие в громком «деле Дрейфуса» - процессе по обвинению французского офицера-еврея в шпионаже. Газета L’Aurore опубликовала обличительное письмо Золя к президенту республики, известное под названием «Я обвиняю», оправдывающего Дрейфуса. Реакция на статью превзошла, вероятно, ожидания автора: с клеймом «защитника евреев и шпионов», Золя вынужден был бежать в Англию. За ним вслед последовали обе его жены и дети.

Англию Золя возненавидел и дни считал до возвращения на родину. Увы, когда он вернуться в Париж, его дни, как выяснилось, уже были сочтены.

Официально считается, что супруги Золя – Эмиль и Александрина отравились угарным газом, который поступал в комнату из горящего камина. Так и было: дымоход оказался заткнутым строительным мусором, на крыше виднелись следы пребывания неизвестных. Но было ли произошедшее несчастным случаем, убийством или убийством – осталось неизвестным.

Обе жены Золя тяжело переживали кончину любимого мужчины. Овдовевшие женщины сдружились и сообща растили детей Эмиля.

Дениза и Жак получили фамилию Золя. Жанна так и не вышла замуж, до самой смерти храня верность Эмилю. Она умерла в 1914 году после неудачной операции. Александрина дожила до глубокой старости, подняв на ноги детей писателя.

Таково кратко жизнеописание писателя, в истории мировой литературы занявшего совершенно особое место.

«Творчество Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитии французской литературы. Он был новатором в литературе, смелым писателем, который разрушил сложившиеся формы, соединил «беспощадность реализма с мужеством политического действия» (Л. Арагон) и был страстным защитником демократии и гуманизма».

«Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в оппозиционной печати, печатает статьи, которые разоблачают реакционный режим Наполеона и французскую военщину. Но он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и стал на защиту расстреливаемых версальцами рабочих».

«Героями своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового учения — социализма (в его утопической форме). И не случайно они имеют имена евангелистов Матвея, Луки, Марка, Ивана. Эти романы-утопии замышлялись Золя как своеобразное Евангелие современности».

«Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы».

«В романе Золя «Деньги», написанном в 1891 году, автор затрагивает проблему поиска правды в жизни. Здесь раскрыт психологический настрой представителей мелкой буржуазии, которые постоянно терпят неудачи. Такая судьба, в частности, затронула революционера, главной целью которого было не столько разбогатеть, сколько постичь схему успеха. И хоть героем и преследовались «высокие» цели, но ему всё равно суждено было остаться ни с чем».

В общем, Золя – фигура, изученная и изучаемая всерьез. Отдельной темой для исследователей является влияние творчества Золя на русскую литературу – в России слава писателя опережала его успехи на родине.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна