ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск
Стань новым читателем «Горьковки»!
Стать читателем Горьковки!
Вы ещё не обладаете читательским билетом?
Сегодня, для того, чтобы стать новым читателем нашей Библиотеки, вам достаточно заполнить онлайн форму>>
Поиск в электронных каталогах
Электронные услуги
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Открыт доступ к видеоматериалам!
Канал Горьковки на YotubeЛекции и виртуальные выставки!
Презентации и видеосюжеты!
СТОПКОРОНАВИРУС!
ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПАМЯТКАУважаемые читатели!

Волгоградская ОУНБ им. М. Горького, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции временно не обслуживает посетителей в здании Библиотеки.
Однако мы продолжаем работать для вас, дорогие волгоградцы!
Следите за новостной лентой на нашем сайте и в социальных сетях! 
И берегите себя!

"Горячая" телефонная линия - (8442)33-11-54,
адрес для оперативной связи stopkoronovirus @ vounb.ru

120 лет ВМесте с "Горьковкой"!
Рубрика
В этом году Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького, а для близких просто «Горьковке», исполняется 120 лет. 

Предлагаем вашему вниманию новую праздничную рубрику>>

Рубрика "Хронограф"
Рубрика

Юбилеи, события, даты в авторской рубрике "Хронограф"!

Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
«Каждый человек на поверку стоит ровно столько, сколько он действительно знает умеет и сделал, минус его тщеславие». К 110-летию со дня рождения Юрия Германа
Рубрика "Хронограф"
герман«В 1932 году Окошкина принимали в партию. Перед тем как дать ему рекомендацию, Лапшин долго пил любимый свой боржом и говорил с Васькой о пустяках. Потом, уставившись в него голубыми, яркими глазами, спросил, как спрашивал на допросе:
— Это все хорошо. А что у тебя там с бабами происходит?
Окошкин долго глядел в пустой стакан от боржома, мысленно его поворачивая, потом сказал тем блудливым голосом, который Лапшин до глубины души ненавидел:
— Если уж и происходит, то не с бабами, а с женщинами.
— Васька! — угрожающе сказал Лапшин.
— Да ну чего, Васька, Васька! — уже искренне заговорил Окошкин. — Все вы мне Васька да Васька! Ну, ей богу, я не виноват, что они ко мне лезут. Васюта, да Васеиыш, да Васюрочка! Побыли бы вы на моем месте! Вы не верите, ну до того разжалобят, спасения нету! И так мне и так…
— А ты женись, — наставительно сказал Лапшин. — Будь человеком.
Он вылил в свой стакан остатки боржома и унылым плюсом добавил:
— Не гляди на меня, дурака, женись, детей заводи. Назовешь как-нибудь по-лошадиному: Электрон или там Огонек…
Он засмеялся и поглядел на Окошкина по-стариковски, снизу вверх.
— На ком жениться-то? — спросил Васька. — Мне они все нравятся. Выбрать очень трудно.
— Да, это трудно, — сказал Лапшин. — Я вон так выбирал-выбирал, да и провыбирался.
Они помолчали, потом сыграли в шахматы. Было часов семь вечера. После шахмат Лапшин побрился перед зеркалом, фырча, вытер лицо одеколоном и надел шинель.
— В управление? — спросил Васька.
— В управление, — сказал Лапшин.
Вошла Патрикеевна и спросила, нельзя ли посадить в тюрьму одну знакомую врачиху за то, что та назвала домработницу свиньей.
— Нельзя, — сказал Васька. — Уйди, Патрикеевна, ты мне действуешь на нервы!
Патрикеевна ушла, постукивая деревянной ногой. Васька тоже надел шинель, надушил одеколоном Лапшина свой носовой платок и, бешено стрельнув озорными глазами в зеркало, сказал, что готов».

(Юрий Герман, «Лапшин»)

Кто не видел кинофильм «Семеро смелых»? Или картины «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Верьте мне, люди», «Дай лапу, друг»? Не слышал о романе «Россия молодая» о петровской эпохе, трилогии «Дело, которому ты служишь», повести о буднях уголовного розыска, по мотивам которой сын автора снял гениальный фильм «Мой друг Иван Лапшин»?

В этом году, 4 апреля, исполняется 110 лет со дня рождения Юрия (Георгия) Павловича Германа, писателя, драматурга, киносценариста, лауреата Сталинской премии второй степени.

Юрий Герман родился в Риге в семье русского офицера, поручика расквартированного там Малоярославского полка Павла Николаевича Германа. Мать — Надежда Константиновна Игнатьева, преподавала русский язык в гимназии.

Детство Юрия прошло в отцовском артиллерийском дивизионе.

Во время первой мировой войны отец был на фронте, мать отправилась за ним сестрой милосердия, взяв с собой сына. Всю войну Юрий Герман сопровождал на фронтах родителей. После войны учился в Курске, где в «Курской правде» был напечатан его первый рассказ, затем - очерки, фельетоны. Автору было 16 лет. В юности жил в городе Дмитрове, руководил драматическим кружком. Здесь написал свой первый роман «Рафаэль из парикмахерской», позже изданный в Москве.Как позднее признавал сам писатель, книга получилась «взъерошенная и до смешного наивная».

В 1929 году Герман перебрался в Петербург, где поступил в Техникум сценических искусств. Не понравилось, ушел, устроился разнорабочим на завод металлоизделий. Писал в местный журнал «Юный пролетарий».

Написал роман «Вступление». Максим Горький, «благословивший» публикацию романа, сказал, что «несмотря на многие недостатки, получилась прекрасная книга. Если автор в дальнейшем не свихнет шеи, из него может выработаться крупный писатель».
Юрий Герман слова Мэтра запомнил. Роман «Вступление» считал отправной точкой своей литературной карьеры. Роман позже разгромили в «Литературной газете», но пыла у молодого автора это не убавило. Потом «Вступление» поставил на сцене своего театра Всеволод Мейерхольд. 

 В 1934 году вышел в свет роман Германа «Бедный Генрих», а в 1936 – роман «Наши знакомые» - едва ли не первый «семейный роман» в советской стране. В том же 1936 году Герман пришел в кино: на экраны вышел приключенческий фильм «Семеро смелых», снятый по его сценарию. В 1937-1938-х годах написал повести «Лапшин» и «Алексей Жмакин». Много лет спустя Юрий Герман вернулся к своим ранним повестям и объединил их в большой роман «Один год».

К тридцати годам Германа уже был орденоносцем, депутатом ленинградского Совета, состоял в руководстве городской писательской организации. У него была слава, семья, квартира, дача, многочисленные друзья в среде писателей и кинематографистов.

Одним из близких друзей Германа был актер, режиссер Эраст Гарин, с которым они познакомились в 30-х годах. Герман говорил, что мечтает написать что-нибудь специально для него. Вскоре им был написан сценарий «Сын народа» о молодом враче, который после окончания института ехал на периферию. Главную роль доктора Калюжного Герман написал для Гарина. Также писатель дружил с Шостаковичем, у него сложились близкие отношения с Евгением Шварцем. Летом Шварц жил на германовской даче, присматривая за его сыном Алексеем.

В годы Великой Отечественной войны Юрий Герман служил при отделе агитации и пропаганды Политического управления Северного флота в звании капитана административной службы и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента ТАСС и Совинформбюро. За годы войны Герман написал несколько повестей и пьес. За заслуги в годы Великой Отечественной войны писатель в 1944 году был награжден орденом Красной звезды.

Повесть Юрия Германа «Далеко на Севере», написанная в дневниковой форме, появилась после его поездки на Карельский фронт зимой 1942—1943 годов. Затем писатель увлекся темой проводки караванов и написал пьесу «Конвой», но потом изменил ее название на «За здоровье того, кто в пути».

Премьера пьесы «Белое море» состоялась на архангельской сцене в октябре 1944 года. Успех вдохновил писателя, и он приступил к работе над романом «Россия молодая». В мае и октябре 1945 года в газете «Правда Севера» были опубликованы его первые главы. В целом Герман писал этот роман восемь лет, закончив его только в 1952 году. По нему Илья Гурин поставил одноименный многосерийный художественный фильм.

После войны Юрий Герман, с 1945 по 1951 заведовал в Ленинграде отделом прозы в журнале «Звезда». Написал Герман сценарии к фильмам «Пирогов», «Белинский». В основу сценария о знаменитом хирурге Николае Ивановиче Пирогове были положены повести «Начало» и «Буцефал», написанные ранее. За «Пирогова» получил Сталинскую премию. Но вскоре после этого для Германа настали грустные дни – издательство отказалось печатать повести «Студеное море» и «Жена». В 14 августа 1946 года Герман был упомянут в Постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»: «Ленинградская правда» допустила ошибку, поместив подозрительную хвалебную рецензию Юрия Германа на творчество Зощенко…» - одной этой реплики в те годы хватало для глубокого погружения в глубокую депрессию. Но Герман это время достойно пережил.

В 1958-1965 годах Герман создал роман-трилогию «Дело, которому ты служишь», посвященную судьбе медика Владимира Устименко. Сокращенная фабула будущей трилогии легла в основу сценария художественного фильма «Дорогой мой человек». Заключительная часть трилогии — «Я отвечаю за все» — была опубликована в 1965 году.

Сын писателя, режиссер Алексей Герман, не раз обращался в своем творчестве к произведениям отца: по документальной повести «Операция «С Новым Годом!» он снял фильм «Проверка на дорогах», вышедший на экраны страны в 1971 году, а в 1984 году снял фильм «Мой друг Иван Лапшин» по ранним повестям Юрия Германа.

Немало писал Юрий Павлович и для детей, вспомним хотя бы такие его книги, как «Рассказы о Дзержинском», «Секрет и Служба», «Дай лапу, друг». Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась, рукопись найдена в архиве Юрия Павловича его вдовой Татьяной Александровной и сыном Алексеем Юрьевичем. Повесть эта написана под впечатлением рассказов переживших блокаду ленинградцев: в город на Неве Юрий Герман вернулся после демобилизации. События описаны с позиции 7-летнего мальчика Миши, «блокадного» ребенка.

Дмитрий Быков: «Юрий Герман — это писатель всего, что не укладывается в норму, летописец всевозможных подвигов и чудачеств. С самого начала его привлекали гипермасштабные типажи, герои. Но мне кажется, что из замечательного бытописателя, летописца Москвы и Ленинграда 30-х годов, его несколько насильственно сделали сочинителем эпоса. Роман «Наши знакомые», который у нас дома стоял на почетном месте, объяснил мне, что такое была Советская Россия. Это книга, в которой наиболее четко запечатлелась тогдашняя Москва. Как раз знаменитая трилогия, на мой взгляд, не самое удачное его сочинение, потому что в ней слишком сквозит художественная задача создать положительный советский образ. Вот в «России молодой» он, наконец, нашел возможность порезвиться безнаказанно, потому что на историческом материале это дозволялось. Он написал такой замечательный гротескный русский роман, замаскировав его под историческую эпопею, воспевающую Петра. Герман ввязался в соревнование с Алексеем Толстым и не проиграл. То, что «Россия молодая» должна быть обязательным чтением для восьмых-девятых классов, изучающих русскую дореволюционную историю, это несомненно. Там довольно точно вскрываются механизмы того, как делается русский мобилизационный прорыв. Потом Герман все-таки умеет писать интересно: мало описаний, много диалогов, такая кинопроза. В России есть три писателя, которых нужно изучать в плане стиля: это Вера Панова, Павел Нилин и Герман. Это три автора, которые во многом создали советское кино 60-х. Они все трое, конечно, западной школы, лаконичные, человечные, очень точны в деталях. И вот это пример того, как надо писать».

В одном из интервью Алексей Герман вспоминал: «Отец часто попадал в беду, и одна из них была связана с книжкой «Подполковник медицинской службы». В ней отец в страшном сорок девятом, несмотря на предупреждения, что не сносить ему головы, открыто поднял (может быть, единственный из русских писателей) голос против официального в стране антисемитизма. И был страшно наказан: его исключали из Союза писателей, описывали имущество, он ждал ареста».

Издать эту повесть отдельной книгой Герману удалось только в 1956 году, после смерти Сталина.

«Герман - большой имперский художник. Это ощущение большой страны, с большими смыслами и большими идеями. Я думаю, он никогда не устареет, его стоит переиздавать, к нему стоит обращаться. В его текстах неисследованные кладовые, у него есть органика. Скажем так: Герман плохому не научит!», - сказал Захар Прилепин.

Юрий Павлович Герман ушел из жизни в 1967 году после тяжелой болезни. «Как бы умереть, не кокетничая», - нашел после фразу в записях отца Алексей Герман.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М. Горького

Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь

© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна